Тормозная система является важнейшей составляющей любого транспортного средства, от которой напрямую зависит безопасность дорожного движения. Разновидностей тормозных систем достаточно много, но в большинстве современных легковых автомобилей применяется гидравлическая тормозная система.
Состав типичной гидравлической тормозной системы
Типичная гидравлическая тормозная система имеет достаточно сложное и разнообразное устройство в зависимости от производителя. В самом распространенном варианте систнма состоит:
- Педаль тормоза;
- Система тяг и рычагов;
- Вакуумный усилитель;
- Расширительный бак;
- Блок управления ABS;
- Тормозные шланги и патрубки;
- Тормозной суппорт;
- Тормозные колодки;
- Тормозной диск;
Все вышеперечисленные элементы являются основополагающими гидравлической тормозной системы. Некоторые из них являются простыми элементами, а другие являются сложными электронными либо механическими устройствами.
Принцип работы гидравлической тормозной системы
Принцип работы гидравлической тормозной системы является достаточно сложным и так же варьируется от устройства. В самом простом исполнении с элементами указанными выше принцип работы приблизительно следующий. Водитель нажимает на педаль тормоза и по системе тяг и рычагов приводится в действие вакуумный усилитель. Последний в свою очередь передает усилие тормозной жидкости из расширительного бачка на блок управления системы ABS. Блок ABS распределяет тормозное усилие на каждое из колес в равной степени. Тормозная жидкость по магистралям и шлангам передается к тормозным суппортам. В тормозном суппорте имеется цилиндр, который под действием усилия тормозной жидкости выдвигается из суппорта и по салазкам прижимает тормозные колодки к вращающемуся тормозному диску. Так происходит с каждым колесом и в результате автомобиль равномерно замедляет движение.
Гидравлическая тормозная система и типичные неисправности
Неисправностей тормозной системы может быть достаточно много. Следует отметить, что любая неисправность тормозной системы представляет угрозу безопасности. К типичным неисправностям гидравлической тормозной системы можно отнести:
- Закисание тормозного суппорта системы;
- Износ тормозных колодок;
- Нарушение формы тормозного диска;
- Разгерметизация патрубков тормозной системы;
- Нарушение работоспособности антиблокировочной системы ABS;
- Нарушение работы вакуумного усилителя тормоза;
- Нарушение целостности системы тяг педали тормоза;
Закисание тормозного суппорта системы обычно не происходит мгновенно. Это означает, что симптомы могут появляться постепенно и основным из них является ухудшение работы тормозной системы в целом, нагревание колесного диска автомобиля и неравномерный износ тормозных колодок. Лечением данной проблемы является разборка и разработка тормозного суппорта. При этом необходимо смазать направляющие специальным составом для тормозных суппортов или в крайнем случа графитовой смазкой, а так же проверить целостность пыльника тормозного цилиндра. В случае нарушения целостности элементов их необходимо заменить.
Износ тормозных колодок является достаточно распространенной проблемой. В целом, при отсутствии других проблем, критической угрозы безопастности не несет. Тормозные колодки являются так называемыми расходниками и характерными симптомами являются металлический скрежет при нажатии на педаль тормоза, а так же чрезмерный нагрев тормозного и колесного диска. В таком случае необходима замена тормозных колодок. Следует учитывать тот факт, что тормозные колодки меняются парой на одной оси.
Нарушение формы тормозного диска является не очень распространенной, но достаточно неприятной проблемой. Иногда «бывалые» водители говорят, что тормозной диск «повело». Такого рода неисправность может возникнуть в результате критического перегрева. Характерными признаками данной неисправности является сильное биение при нажатии на педаль тормоза. В случае с нарушением формы на передней оси биение отдает в руль. Проблема не является критической при отсутствии других неисправностей, но тормозной путь автомобиля может значительно увеличиться. Проблема была названа неприятной не только из-за нарушения комфорта управления транспортом из-за биения, но и из-за того, что она способна нарушить работоспособность элементов рулевого управления. В таком случае необходима замена тормозных дисков. Так же как и тормозные колодки их принято менять парой на одной оси.
Разгерметизация патрубков тормозной системы является достаточно редким явлением при должном обслуживании тормозной системы в целом. Следует отметить, что оно является редким исключительно из-за того, что каждый водитель уделяет этому вопросу пристальное внимание, так как данная неисправность способна нести фатальную опасность для жизни и здоровья водителя (пассажиров). Признаком данной неисправности является проваливание педали тормоза и резкое критическое ухудшение эффективности тормозной системы. При неисправности такого рода тормоза могут полностью отсутствовать. Лечением данной неисправности является замена поврежденного элемента тормозной магистрали(патрубка/тормозной трубки). Для того, чтобы избежать последствий необходимо качественно проводить обслуживание тормозной системы.
Нарушение работы антиблокировочной тормозной системы ABS является не очень распространенной неисправностью, но достаточно серьезной, чтобы уделить ей должное внимание. ABS является сложной электромеханической системой, которая обеспечивает равномерное распределение тормозного усилия на каждое из колес в зависимости от частоты его вращения. В случае неисправности антиблокировочной системы на приборной панели должна загораться контрольная лампа. Обычно, при наличии неисправности система ABS полностью отключается. Самой главной опасностью данной неисправности является неравномерное распределение усилия тормозной системы и ухудшение эффективности. Неравномерное распределение усилия связано с прекращением работы гидравлического пресса внутри блока управления ABS. Тормозная система в целом продолжит функционировать, но в случае разной длинны тормозных магистралей(большая доля транспортных средств) и как следствие тормозное усилие будет разным. Данная проблема представляет особую опасность на скользкой дороге. В таком случае велика вероятность неуправляемого заноса транспортного средства. Для устранения данной неисправности необходимо обратиться к автомобильному электрику.
Нарушение работы вакуумного усилителя тормозов является не очень распространенной неисправностью, так как он считается достаточно надежным узлом. В случае нарушения работы вакуумного усилителя становится достаточно трудно нажимать на педаль тормоза, так как она становится «деревянная». Следовательно эффективность торможения становится значительно ниже и движение становится небезопасным. В случае возникновения такого рода неисправности вакуумный усилитель должен быть либо реставрирован, либо заменен. Перед каждым началом движения необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза дабы убедиться в исправности вакуумного усилителя тормозов.
Нарушение целостности системы тяг педали тормоза так же является достаточно редкой проблемой. В большинстве случаев данная проблема возникает в результате некачественного ремонта других узлов транспортного средства. При монтаже в исходное состояние тяги и рычаги либо некачественно устанавливают, либо из-за чрезмерных усилий наносят механические повреждения. Характерным признаком данной неисправности является неустойчивое положение педали. Она должна жестко находиться на своей позиции. Устранение данной неисправности сводится к замене поврежденного элемента.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание гидравлической тормозной системы является важным и ответственным мероприятием. Оно сводится к проверке каждого устройства системы на работоспособность. Особое внимание уделяется герметичности шлангов и трубопроводов, а так же состоянию колодок и тормозных суппортов. В большинстве руководств по эксплуатации транспортных средств указывается на ежегодное обслуживание тормозной системы, но все зависит от условий эксплуатации транспортного средства. В регионах со снежной зимой подобную процедуру необходимо проводить перед зимой и после нее с соответствующим обновлением смазки и контролем состояния тормозных колодок. Кроме всего вышеперечисленного, в обслуживание тормозной системы входит замена тормозной жидкости один раз в два года. Перед каждой поездкой необходимо проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке и работоспособность тормозной системы в целом методом торможения на малых скоростях.