Опубликовано 3 комментария

Люфт рулевого управления автомобиля

Люфт рулевого управления является достаточно распространенным явлением в любых типах транспортных средств. Люфт рулевого управления должен находиться в допустимых пределах для того, чтобы транспортным средством было возможно безопасно управлять.

Допустимый люфт рулевого управления

Допустимый люфт рулевого управления
Допустимый люфт рулевого управления

Люфт рулевого управления напрямую влияет на управляемость транспортного средства. По большому счету значение люфта показывает на сколько быстро транспортное средство способно среагировать на поворот руля водителем. Чем меньше это значение, тем быстрее автомобиль реагирует на поворот рулевого колеса.  Максимальное значение суммарного люфта рулевого управления регулируется государством и проверяется во время прохождения государственного технического осмотра автомобиля. Этот параметр измеряется специальным прибором люфтомером. Допустимые значения люфта рулевого управления:

Тип транспортного средства Максимальное значение суммарного люфта
Легковые автомобили и другие созданные на их базе 10°
Автобусы 20°
Грузовые автомобили 25°

Если суммарный люфт превышает указанные значения, то управлять данным транспортным средством согласно законодательства РФ запрещено (Пункт ПДД 2.1 главы Рулевое Управление). Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена наказывается штрафом до 500 рублей (КоАП РФ 12.5 часть 1).

Как и почему образуется люфт рулевого управления

Привод рулевого управления автомобиля для гонок
Привод рулевого управления автомобиля для гонок

Чтобы понять как и почему образуется люфт рулевого управления необходимо разобраться с его устройством и принципом работы. Если рассматривать систему которая в самом простом варианте состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевой рейки, системы тяг рулевой рейки с наконечником и поворотного кулака, то люфт образуется выходом из строя одной из составляющих. В системе рулевого управления «слабыми» местами являются тяга рулевой рейки и ее наконечник. Эти части достаточно часто называют «расходниками».

Разрез шаровой опоры наконечника рулевой тяги
Разрез шаровой опоры наконечника рулевой тяги

Замена наконечника и рулевой тяги обычно производится исходя из технического состояния. Наконечник представляет собой металлический стержень с шаровой опорой. В результате естественного старения и длительной эксплуатации по дорогам с неровным дорожным покрытием шаровая опора выходит из строя. Затем разбитый наконечник выводит из строя тягу рулевой рейки. И так по цепочке один неисправный узел выводит из строя другой. В совокупности образуется люфт рулевого управления. Проблемой таких систем является то, что устранение люфта возможно только с помощью замены вышедшего из строя элемента.

Почему необходимо своевременно устранять люфт рулевого управления

Шаровые опоры рулевого наконечника и стабилизатора
Шаровые опоры рулевого наконечника и стабилизатора

Появление люфта в рулевом управлении является признаком неисправности одного из элементов. В самую первую очередь необходимо отметить безопасность дорожного движения. Случаев дорожно-транспортных происшествий произошедших из-за неисправного рулевого управления очень много. В случае появления люфта рулевого управления автомобиль начинает медленнее откликаться на действия водителя. Если рассматривать самый печальный случай — полная потеря управления автомобиля. Такое может произойти в случае критической деформации наконечника рулевой тяги. Представьте себе исход ситуации полной потери управления автомобилем при скорости 60 км/ч. В самом лучшем случае — дорогостоящий ремонт транспортного средства. О худшем даже речь вести нет желания. Даже с относительно небольшим люфтом рулевого управления в сложных погодных метеоусловиях (обильный снегопад или гололед) управление автомобиля может оказаться затруднительным.

Шаровая опора тяги системы рулевого управления
Шаровая опора тяги системы рулевого управления

Другой стороной вопроса является выход из строя других узлов автомобиля. Речь идет про независимую подвеску, привод колеса и резину колес. В случае неисправности наконечников рулевой тяги начинает усиливаться вибрация колес транспортного средства. Следовательно увеличивается нагрузка на независимую подвеску колеса, которая компенсирует вибрации. При длительном воздействии вибраций рычаги независимой подвески выйдут из строя.

Что же касается резины, то тут необходимо понимать что люфт в системе рулевого управления может быть неравномерным. То есть с одной стороны колесо отклоняется, а с другой нет. В результате нарушается так называемое «схождение колес». Результатом длительной эксплуатации автомобиля  с таким дефектом приводит к быстрому неравномерному износу шин. Пара рулевых наконечников в зависимости от типа авто в среднем стоит около 15$, которая может помочь избежать более дорогих проблем.

3 комментария к “Люфт рулевого управления автомобиля

  1. Странно, что у машины которая перевозит людей, речь идет про автобус допустимый суммарный люфт в два раза больше, чем у легкового авто.

  2. У меня как то рулевой наконечник развалился и слава Богу, что ьыла небольшая скорость. Это просто жуть, когда автомобилем невозможно управлять. Лучше следить и своевременно проводить работы на системе рулевого управления.

  3. Так если не следить за тягами и наконечниками сожрет всю резину, но тут еще и амортизаторы играют огромную роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *