Аккумуляторные батареи являются очень важным элементом любого автомобиля. Все виды автомобильных аккумуляторов выполняют одинаковые функции, но имеют различия в технологии изготовления. Разные виды автомобильных аккумуляторов имеют собственные преимущества и недостатки, которые будут влиять на эффективность применения.
Виды автомобильных аккумуляторов
Начиная главу о разновидностях автомобильных аккумуляторов стоит отметить их разнообразие. Дефицита в этом товаре явно нет. Несколько десятков производителей представляют свой многотысячный продуктовый портфель с разными характеристиками, полярностью, технологиями, возможностью обслуживания и ценами. Как из этого огромного количества продукции выбрать необходимый и какие параметры являются самыми важными? На этот вопрос можно отвечать смело — все. В предоставленной производителем информации неважной информации просто напросто нет. Характеристики и цены автомобильных аккумуляторов мы рассматривать не будем так как это тема подбора, а разберемся конкретно с видами.
Итак, автомобильные аккумуляторы можно классифицировать по следующим признакам:
- полярность;
- технология АКБ;
- возможность обслуживания;
Автомобильные аккумуляторы различаются по полярности, которая показывает возможность установки батареи на конкретное транспортное средство. Технология аккумулятора указывает на тип используемых материалов при производстве начинки батареи. Возможность обслуживания в свою очередь во многом зависит от технологии аккумулятора и название говорит само за себя. Разберемся со всем по порядку.
Полярность автомобильного аккумулятора
Полярность автомобильного аккумулятора указывает исключительно на расположение клемм на батарее. АКБ могут иметь полярность двух видов:
- прямая;
- обратная;
Все автомобильные производители делают провода для аккумуляторных клемм определенной длинны и размеров. То есть каждый автомобиль рассчитан на определенную полярность своего аккумулятора. При этом нужно учитывать тот фактор, что в случае неправильного подключения возможно повреждения электрооборудования автомобиля. Для того чтобы не перепутать, большинство современных производителей аккумуляторов делают «минусовую» клемму немного меньшего диаметра.
В автомобильных аккумуляторах клеммы смещены ближе к лицевой стороне и, как правило, обозначаются знаками «+» и «–». Аккумуляторы с прямой полярностью имеют плюсовую клемму слева относительно ближнего края корпуса. Прямая полярность распространена среди автомобилей произведенных в США(Dodge, Chrysler), Китае(Chery, Lifan) и России(УАЗ, ВАЗ). Самое широкое распространение на сегодняшний день имеют аккумуляторы с обратной полярностью. У этих батарей минусовая клемма находится слева к ближнему краю корпуса. Такую схему применяют на автомобилях из Европы, Кореи и Японии(кроме внутреннего рынка).
У аккумуляторных батарей существует еще и универсальная полярность, но она применяется на лодках, тагачах и специальной технике. Отличительной особенностью является расположение клемм по центру батареи.
Технология АКБ
Рассматривая предложения в специализированных магазинах, можно заметить обозначения технологии по которым произведен АКБ. Они могут выглядеть следующим образом AGM, EFB, GEL, Pb/Ca, Pb/Pb, Sb/Ca, Sb/Sb и Ca/Ca. Все эти обозначения указывают на материалы из которых произведены пластины в аккумуляторной батарее и электролит.
Автомобильные аккумуляторы с технологией AGM (Absorbent Glass Mat) дословно переводится как «мат из абсорбирующего стекла». В общем случае представляет собой аккумулятор с абсорбированным электролитом, которым пропитаны поры сепаратора. При этом электроды представляют собой сетку в обмазке скрученную в рулон и свободный объем используется для рекомбинации газов.
Аккумуляторные батареи с технологией EFB (Enhanced Flooded Battery), которая дословно переводится улучшенная залитая батарея, представляют собой обычный аккумулятор с жидким электролитом. Отличительной особенностью данных батарей являются утолщенные пластины из наиболее очищенного свинца и технология волокнистого пакетирования положительного полюса.
Батареи для автомобилей по технологии GEL представляют собой аккумуляторы изготовленные по технологии аналогичной AGM с абсорбированным электролитом. Их в народе называют гелевыми. Отличием является то, что он абсорбирован не стекловолокном, а загущен с помощью SiO2. Гель удерживает в своей структуре электролит и тем самым предотвращает разрушение пластин.
Аккумуляторные батареи технологии Pb/Pb представляют собой стандартный историческую свинцово-кислотную АКБ. У данных аккумуляторов принцип работы основан на электрохимических реакциях свинца (Pb) и водном растворе серной кислоты.
АКБ выполненные по технологии Sb/Sb (сурьмянистые) представляют собой стандартные свинцовые аккумуляторы, но единственным отличием является добавление примесей сурьмы (Sb) в пластины. Это изменение позволило уменьшить критическую составляющую глубоких разрядов, так как легко заряжаются даже при плотности электролита равной плотности воды.
Батареи основанные на технологии Ca/Ca, которые именуются «кальциевыми», пришли на смену сурьмянистым аккумуляторам. Кальций в данных АКБ используется в качестве легирующей добавки пластин и позволяет избежать выкипания электролита. Плюс ко всему, уровень саморазряда батареи оценивается на 30% меньше, чем у стандартных.
Аккумуляторные батареи типа Ca/Pb и Ca/Sb являются гибридными технологиями. Они основаны на смешении кальциевых, свинцовых и сурьмянистых технологий в зависимости от типа. Особенностью является то, что в отрицательных электродах добавляется кальций, а в подожительные свинец (Pb) и сурьма(Sb).
Все виды автомобильных аккумуляторов, в зависимости от технологии производства, имеют свои преимущества и недостатки которые в той или иной степени влияют на производительность. Какой из них выбирать дело исключительно личное.
Возможность обслуживания АКБ
В зависимости от возможности обслуживания аккумуляторы делятся на 3 вида:
- обслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- необслуживаемые;
Данная классификация напрямую зависит от технологии производства. Дело все заключается в жидком электролите, который представляет собой водяной раствор серной кислоты. У данных аккумуляторов необходимо следить за уровнем и плотностью электролита. Они имеют отверстия, которые обеспечивают доступ к аккумуляторным ячейкам. Такие аккумуляторы являются обслуживаемыми. К ним относятся свинцовые, кальциевые и сурьмянистые АКБ.
Необслуживаемые аккумуляторные батареи, в свою очередь, не нуждаются в проверке уровня и плотности электролита. Они не имеют отверстий для доступа к аккумуляторным ячейкам. К таким аккумуляторам относятся произведенные по технологиям AGM и GEL.
Есть еще один вид, который классифицируется как малообслуживаемые аккумуляторы. Они могут иметь отверстия для доступа к ячейкам, но обслуживание в таких АКБ не требуется. Эта категория может быть исполнена в любой технологии, а определяющим фактором является рекомендация производителя.