Стояночный тормоз или как его еще нащывают ручник является частью тормозной системы любого автомобиля. Стояночный тормоз представляет собой устройство обеспечивающее неподвижное состояние транспортного средства на период стоянки.
Предназначение стояночного тормоза
Стояночный тормоз является одной из важнейших систем в устройстве автомобиля. Как можно легко понять из названия системы, его основная задача это предотвращение движения транспортного средства во время стоянки. Мне лично просто непонятно, почему специалисты в автошколах обучают ставить автомобиль на ручник на пригорках, на перекрестках, во время остановки и прочих подобных ситуациях. Устройство называется стояночный, а не пригорочный или перекрестный тормоз и так далее. Я лично не знаю ни одного водителя с опытом вождения более 5 лет, который ставил бы автомобиль на ручник на перекрестке. На самом деле это очень странно. И более того, могу отметить, что большинство из обучаемых в один замечательный момент уничтожают стояночный тормоз личного автомобиля. Обычно это происходит после передвижения более 50 метров с затянутым ручником. Есть еще один вопрос, который преподавателям автошкол, возможно, следовало бы уделять больше внимания.
Следует отметить, что есть еще одна немаловажная задача, которую должен выполнить ручник в случае необходимости. Это задача аварийной остановки при отказе основной тормозной системы. Пример такого случая может быть следующий. Во время движения происходит разгерметизация одного из контуров основной системы (лопает тормозная магистраль или резиновый патрубок). Именно в таком случае, обычно, тормозное усилие пропадает не сразу, а только после того как вытечет тормозная жидкость. В любом случае педаль тормоза будет проваливаться и тормозное усилие будет уменьшаться. В таком случае необходимо осуществлять торможение двигателем и помогать ему в этом стояночным тормозом. Затягивание ручного тормоза при этом необходимо производить в зависимости от ситуации, так как велик риск его привести в негодность.
Как устроен стояночный тормоз
Стояночный тормоз, в зааисимости от исполнения, имеет достаточно разнообразное устройство. Самый простой вариант исполнения ручного тормоза является троссовый. Он заключается в протяжке тормознвх троссов от рычага стояночного тормоза к тормозным суппортам одной из осей автомобиля. Схематично это выглядит приблизительно следующим образом, где желтой линией обозначена растяжка троссов.
Следующим важным моментом является устройство самого троссика и суппорта тормозного механизма на который установлена стояночная тормозная система.
На схеме выше указана схема работы стояночного тормоза. Перед тем как начать рассматривать принцип системы нужно отметить, что тросс (2) находится в пластиковой оплетке и намертво закреплен между стопорами возле ручника (4) и суппорта (5). При поднятии ручника вверх происходит следующее. Троссик (2) перетягивает скобу тормозного суппорта с пружиной (3) до положения стопора возле тормозного суппорта (5) и тем самым действием выдавливая тормозной цилиндр суппорта. Тормозной цилиндр суппорта этим действием прижимает тормозные колодки к тормозному диску. Таким образом происходит постановка автомобиля на стояночный тормоз. Растормаживание автомобиля происходит в обратной последовательности.
Основные неисправности стояночного тормоза
Перед тем как начать говорить про типичные неисправности, стоит отметить, что обслуживание стояночного тормоза и тормозной системы впринципе необходимо проводить раз в год. Ухудшение работы стояночного тормоза может происходить по следующим причинам:
- Стирания тормозных колодок;
- Закисание направляющих тормозного суппорта;
- Растягивания троссика или его разрыв;
- Разрушение фиксаторов троссика;
При стирании тормозных колодок необходимо их заменить. Во втором случае, который характеризуется закисанием направляющих тормозного суппорта, необходимо очистить, разработать и смазать специализированной смазкой для тормозных систем. При растягивании тросса, его разрыве или разрушении фиксаторов необходимо их заменить.