Что проверяют на техосмотре автомобиля вопрос достаточно простой. Стоит отметить, что процедура прохождения техосмотра является обязательной и подразумевает собой допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Проверки на техосмотре автомобиля устанавливаются в соответствии со стандартом ГОСТ Р 51709-2001 автотранспортных средств (ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ).
Как часто необходимо проходить технический осмотр
Прохождение государственного технического осмотра находится на контроле у государства. На законодательном уровне предусматривается прохождение техосмотра для всех категорий транспортных средств. Различается исключительно периодичность его прохождения.
От прохождения технического осмотра освобождаются автомобили категории B возраст которых не превышает 3 лет. С момента третьего дня рождения автомобиля техосмотр необходимо проходить с периодичностью 1 раз в два года и вплоть до достижения автомобилем семилетнего возраста. После прохождения контрольной точки в 7 лет технический осмотр транспортного средства необходимо проходить 1 раз в год.
Что касается срока действия диагностической карты для учебных автомобилей, транспортных средств со спецсигналами и грузовых автомобилей категории C, то их срок действия ограничивается 1 годом. Для владельцев автомобилей перевозящих опасные грузы, людей на коммерческой основе, в числе которых автобусы и грузовые автомобили категории D, а так же автомобили такси получение диагностической карты предусмотрено лишь на одно полугодие.
Документы необходимые для техосмотра
До момента прохождения технического осмотра автомобиля необходимо заблаговременно подготовить документы необходимые для получения заветной диагностической карты. В их число входит:
- Паспорт транспортного средства проходящего техосмотр;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Водительское удостоверение;
- Удостоверение личности(Паспорт или иное).
Важным моментом является то, что при прохождении технического осмотра автомобиля должен присутствовать собственник транспортного средства. В случае, когда это не предоставляется возможным он (собственник) должен предоставить доверенность с личной подписью в свободной форме. Заверять подлинность у нотариуса не обязательно.
Что проверяют на техосмотре автомобиля
При прохождении техосмотра проверяют исправность основных систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения. Все эти системы описаны в Приложении к Основным положениям о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 127). К таковым системам автомобиля относятся:
- тормозная система;
- система рулевого управления;
- внешнее освещение автомобиля;
- система очистки ветровых стекол;
- колеса и шины;
- двигатель и система выпуска;
- другие элементы конструкции и кузова автомобиля.
Следует понимать, что на станциях государственного технического осмотра нет специализированных средств для полной проверки систем каждого типа и марки автомобиля. На станциях техосмотра присутствуют стенды для проверки если не минимальных, то усредненных требований к техническому состоянию систем автомобиля. Так же следует отметить, что для некоторых узлов и систем автомобиля установлены либо минимальный, либо максимальный порог его функционирования. Примерами могут послужить минимальный порог коэффициента торможения транспортного средства и максимальный суммарный люфт рулевого управления автомобиля. Со всеми особенностями проверки систем разберемся ниже.
На что обращают внимание при прохождении техосмотра
При прохождении техосмотра автомобиля специалисты станции некоторым моментам и системам уделяют более пристальное внимание, чем другим но водителю нужно быть готовым ко всему. Итак разберемся со всем по порядку.
Визуальный осмотр
Самое первое, что необходимо сделать водителю перед прохождением технического осмотра автомобиля — помыть транспортное средство. Некоторые инспектора станции техосмотра могут даже не допустить транспортное средство к проверке. Чистота транспортного средства инспектору необходима для оценки состояния кузова автомобиля и остекленения автообиля при визуальном осмотре транспортного средства.
Кузов не должен иметь конструктивных повреждений и окрас должен соответствовать цвету указанном в паспорте транспортного средства. Очаги коррозии допускаются, но они не должны быть глобальными и не должны иметь сквозных отверстий. Параллельно с кузовом осматривается наличие и целостность ветровых стекол и боковых зеркал. На них не должно быть конструктивных повреждений и трещин. Еще одним важным моментом является незаконная установка проблесковых маячков и другого специализированного оборудования на которое требуются разрешения.
Тормозная система
Следующим пунктом проверки является тормозная система. Она считается неисправной если легковой автомобиль, в том числе и с прицепом, при скорости 40 км/ч имеет тормозной путь более 14.7 м, а установившееся замедление составляет менее 5.8 м/с2. Испытания должны проводиться на горизонтальном участке дороги с ровным и сухим цементно- или асфальтобетонным покрытием при скорости в 40 км/ч в начале торможения. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Простыми словами водитель зажимает педаль тормоза с максимальным усилием. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.
Так же тормозная система считается неисправной в случае нарушения герметичности гидравлического (пневматического или пневмогидравлического) тормозного привода или при неисправном манометре пневматической (пневмогидравлической) системы.
Что же касается стояночного тормоза, то он должен обеспечивать неподвижное состояние автомобиля. При полной нагрузке автомобиль должен оставаться неподвижным на уклоне до 16% включительно, а при снаряженном состоянии — до 23% включительно. Если данные условия не выполняются, то диагностическую карту получить водителю вряд ли удастся.
Система рулевого управления
При проверке системы рулевого управления специалисты обращают внимание на работоспособность усилителя рулевого управления и, вообще, его наличие, если он предусмотрен конструкцией. Диагностическую карту не удастся получить если присутствуют не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Так же, если не затянуты и не зафиксированы резьбовые соединения установленным образом. Плюс ко всему вышеперечисленному, суммарный люфт рулевого управления легкового автомобиля и созданным на их базе грузовых автомобилей и автобусов, не должен превышать 10°.
Внешнее освещение автомобиля
Что касается внешнего освещения автомобиля, то специалисты станции техобслуживания уделяют внимание количеству, типу, цвету, расположению и режиму работы внешних световых приборов. Все параметры должны соответствовать конструкции транспортного средства. К сведению на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей. Плюс ко всему регулировка фар должна соответствовать ГОСТ Р 51709-2001, то есть направление световых лучей не должно ослеплять встречных водителей и находиться под определенным углом. Если быть кратким должно гореть все, что конструктивно предусмотрено в автомобиле и при этом не должно мешать другим участникам дорожного движения.
Важным моментом является то, чтоб в передней части автомобиля не было красных фонарей, а в задней части белых (кроме фонарей зпднего хода и подсветки номера). Плюс ко всему в передних фарах должны присутствовать отражатели или рассеиватели света.
Система очистки ветровых стекол
Что касается системы очистки ветровых стекол, то специалисты станции обращают внимание исключительно на работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей автомобиля. Если присутствуют омыватели фар, то они так же должны быть в работоспособном состоянии, но это не является атрибутом который может послужить причиной отказа в получении диагностической карты, так как омыватель фар не влияет на безопасносиь дорожного движения. Специалист может сделать замечание, которое просто необходимо принять к сведению.
Колеса и шины
При осмотре колес и шин специалисты диагностической станции уделяют особое внимание внешнему виду и состоянию. Важно чтобы шины и колеса соответствовали модели транспортного средства и весовой нагрузке. На одной оси автомобиля должны располагаться колеса и шины одинаковых размеров и с одинаковыми рисунками протектора. Плюс ко всему они не должны иметь трещин и других конструктивных дефектов. На колесах должны присутствовать все крепежные болты, которые должны быть хорошо затянуты.
Важным моментом является то, чтобы остаточная высота рисунка протектора у легкового автомобиля была более 1.6 мм.
Двигатель и система выпуска
Когда дело доходит до двигателя и системы выпуска то специалисты станции обращают внимание на герметичность системы питания, выпуска отработавших газов и вентиляции картера. Плюс ко всему заостряют внимание на герметичности уплотнителейв местах соединений двигателя и коробки передач, редукторов, заднего моста, а так же системы охлаждения и кондиционирования воздуха.
Так же они осуществляют проверку количества загрязняющих веществ в отработаных газах и их дымность. Они должны соответствовать стандартам ГОСТ 17.2.2.03-87, Р 17.2.2.06-99 и 21393-75.
Другие элементы конструкции и кузова автомобиля
К другим системам на которые обращают внимание специалисты диагностических станций при проверке легкового автомобиля являются звуковой сигнал, установленные предметы и объекты в салоне, замки дверей и багажного отделения, брызговики, ремни безопасности и подголовники сидений, механизмы фиксации запасного колеса и регистрационные знаки.
Звуковой сигнал должен быть в рабочем состоянии. Установленные предметы, объекты и дополнительные узлы в салоне автомобиля не должны ограничивать обзорность с места водителя. Замки дверей и багажного отделения должны быть в работоспособном состоянии и надежно запирать двери и крышку багажника. Ремни безопасности должны растягиваться и затягиваться согласно конструкторскому исполнению и должны быть надежно закреплены. Регистрационные знаки должны быть чистые и информация на них должна быть читаема с расстояния минимум 15 метров. Плюс в автомобиле должны присутствовать медицинская аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки.
Вероятно, что это является одним из самых полных списков того, что проверяют на техосмотре легкового автомобиля специалисты диагностической станции.
Классно описано и даже выдержки из документов есть.